Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"Школа № 132
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Губанова Г. П."
городского округа Самара

Герб

25 декабря 2000 года был принят закон «О Государственном гербе Российской Федерации». В статье 1 Закона содержится описание герба: «...четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея»

                  

В этом гербе существует прямая связь с гербом Российской империи, основные его компоненты сохранены в современном гербе РФ, но он не является копией.

1497 год считается годом появления российского Государственного герба. Знаменитый историк и известный писатель начала 19-го века Николай Михайлович Карамзин, изучая старинные рукописи нашёл красную восковую печать Ивана Третьего. Николай Михайлович первым нашёл доказательство, что именно эта великокняжеская печать стала основой Российского герба. История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы.

Двуглавый орёл – один из древнейших в человеческой истории символов власти, мудрости, силы. Он был известен в странах Древнего Востока в VII-VI веках до н.э. Существует традиционная версия появления двуглавого орла на российском гербе о заимствовании орла из Византии. Ведь Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Однако есть и другая, более современная точка зрения на этот вопрос. Такие историки как В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич считают, что «русский» двуглавый орёл является прообразом орла Священной Римской Империи. В такой интерпретации просматривается желание Великого Князя Московского уподобиться могуществу и величию императора Священной Римской Империи. Существует ещё несколько версий появления двуглавого орла на государевой печати Ивана III, но ни одна из них пока не имеет реальных следов подтверждения и вопрос этот остаётся открытым.


                                

С XI века обязательными знаками княжеской власти на Руси стали печати из металла или воска. На них изображали святых покровителей русских князей. Например, Дмитрий Донской своим духовным покровителем во время походов в ратном деле, считал жившего в V веке православного святого из греческого города Салоники - Дмитрия Солунского. Изображения конного воина появилось на печатях древнерусских князей в XIII веке. Такой воин был на печатях князя Мстислава Удатного, который считал своими небесными покровителями святых Фёдора Тирона и Фёдора Стратилата. Подобное изображение есть и на печатях Александра Невского. Конный воин встречается на печатях сыновей Александра Невского: Дмитрия, Андрея и Даниила. С конца XIV века всадник становится эмблемой князей московских, а чуть позже – с XV века — официальным символом Российского государства. Очень часто считали, что этот всадник – сам князь, государь, победивший своих врагов.


Печать Ивана III





Только в XVIII-м веке, при Екатерине II в 1781 году стал окончательно именован всадник на гербе: Святой Георгий на коне в красном поле, поражающий копием чёрного змия (фигура всадника повёрнута в правую от зрителя сторону). «Екатерининский» вариант герба существовал до середины XIX го века. Барон Бенград Кёне, бывший руководитель российской геральдики повернул фигуру святого в левую сторону и в этом варианте герб был утверждён.

Герб Москвы тех времён.

       

Его описание таково: В червлёном щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке, на серебряном, покрытом багряною тканью, с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона, золотым с осьмиконечным крестом наверху копьём. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединённые Андреевскою лентою. 11 апреля 1857 года своим высочайшим указом император Александр II утвердил Большой, Средний и Малый Государственные гербы. Их нарисовал художник А.А. Фадеев. По рисункам были изготовлены также Государственные печати: Большая, Средняя, Малая. Случаи употребления гербов и печатей были определены законодательно, но в основном употреблялся малый Государственный герб. Величественный двуглавый орёл вызывал уважение, ведь помимо того, что на груди орла был герб Московский, на крыльях его размещались восемь гербов главных царств и княжеств, входивших в состав Российской империи. В лапах орла находились держава и скипетр: знаки императорской власти. Окончательный вариант проектов гербов был утвержден Александром III, Большой — 24 июля 1882 г., Средний и Малый — 23 февраля 1883 г. Эти гербы должны были передавать все нюансы титулатуры императора и подчеркивать его власть над многочисленными землями Российской империи. Под этими гербами Россия прожила практически до 1917 года.

Большой герб Российской империи