Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"Школа № 132
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Губанова Г. П."
городского округа Самара
МБОУ Школа № 132 г.о. Самара

САМАРСКОМУ ТРАМВАЮ 100 ЛЕТ!

11.02.2015

Вы ещё не знаете, как найти нас? Всё очень просто! Главное выбрать транспорт, которым вы собираетесь доехать до Самары. Ведь наш город является уникальным узлом связи и транспортной развязкой. Вы можете выбрать ракету (космический корабль), воздушные транспортные средства: самолёт и вертолёт, железнодорожный транспорт, соединивший все уголки российской земли и зарубежья. В судоходное время года вы можете прибыть к нам на многопалубном красавце-корабле по Волге — артерии, соединившей горячий Каспий и Балтийский регион. А вот зимой вы можете приехать к нам на вездеходе или снегоходе, на автомобиле, автобусе. Ах, вы уже в Самаре! Тогда можете выбрать метро, маршрутку, рейсовый автобус, троллейбус, но лучше, если вы выберете трамвай! Ведь наша школа расположена рядом с трамвайной остановкой на пересечении улиц Мичурина и Клинической.

Совсем недалеко от нас находится Трамвайно-троллейбусное управление и там, за воротами депо, стоит яркий, привлекающий внимание прохожих и проезжих памятник самарскому труженику-трамваю. Вот об этом памятнике мы и хотим вам рассказать.

Первая трамвайная линия проходила мимо старого здания школы на Ильинской. Так, что первые ученики нашей школы из её окон видели, как прокладывают первую трамвайную линию в городе, как пошёл по ней первый трамвай!

Жизнь и успешность нашей школы тесно переплетена с Самарским предприятием Трамвайно-Троллейбусное управление. Так как школа географически расположена рядом с предприятием, то естественно, что многие поколения учащихся нашей школы являются детьми служащих ТТУ. Вот и сейчас в нашем проекте активное участие принимает Максим Ковалевский, мама которого, Оксана Геннадьевна, работает вагоновожатой 22 маршрута. Мы с гордостью говорим о нашей дружбе с ТТУ

Отправной точкой нашего проекта является школьный музей в котором собраны многочисленные материалы, касающиеся истории самарского трамвая и жизнедеятельности ТТУ. Это книги, брошюры, газетные статьи и даже работа к Славянским чтениям ученицы нашей школы Деревой Ани, посвящённая работе трамвайно-троллейбусного управления в годы войны. Бережно хранят и умножают материалы, касающиеся нашей совместной работе и дружбе методисты музея, его актив и наши школьники. Каждый из них испытывает отеческую заботу со стороны предприятия ТТУ и со стороны руководства этого предприятия. Если начать говорить о той помощи, которая оказывается нашей школе со стороны наших «шефов», — а мы по старой привычке продолжаем их так называть, то необходимо начать с того, что история нашей совместной дружбы насчитывает уже более 30 лет. Когда школа находилась в старом здании на ул. Арцыбушевской.

Если подходить к этой теме с позиций учебного года, то в прошлом в самые жаркие летние денёчки, когда так дороги рабочие руки, ТТУ всегда находило для школы бригаду рабочих, кто во время летних каникул возвращает школе обновлённый вид, защищая её от обветшания, чтобы к первому сентября она была как новенькая. Летом ТТУ помогало нам с автобусными перевозками, если мы едем на туристический слёт или в экологическую экспедицию. В советские времена ТТУ ради детей перестраивало работу предприятия и в "дни здоровья" нам бесплатно предоставлялись трамваи для поездки в загородный парк, в парк имени Горького или на другие культурно-оздоровительные площадки нашей большой Самары. В День учителя предприятие много лет выделяло нам автобус для оздоровления учителей и поездки за грибами. Первого сентября мы всегда приглашаем на праздник знания руководителя предприятия и нам радостно, что уже много лет у нас в гостях бывал Владимир Николаевич Водолазов. Дружба целой школы с этим человеком помогает нам в воспитании наших учеников. Много лет было прекрасной традицией, что на выпускной вечер для торжественной церемонии вручения Аттестатов зрелости все наши выпускники, их родители и учителя приходят в конференц-зал клуба ТТУ.

Только не думайте, что этим ограничивается наше общение. Ведь многие наши дети посещают разнообразные кружки, работающие на базе культурного центра, который по старой хорошей привычке называется клубом. Наши дети посещают там школу игры на гитаре, танцевальные коллективы, бегают туда «на ёлку», на детские кинолектории, на демонстрацию мультиков и детские фильмы, ведь раньше там находился ближайший от школы кинотеатр!

А в 2005 году к 100-летию нашей школы ходил по городу трамвай, наружная реклама которого говорила об этом важном для нас событии.

Именно потому, что трамвай является памятником истории культуры мы и решили рассказать о самарском трамвае. И оказалось - не ошиблись! мы узнали много интересного и о самарском трамвае, и о памятнике самарскому трамваю, и вообще о трамвайном движении на всём земном шаре. О самом интересном на наш взгляд мы решили с вами поделиться.

ПРОЕКТ САМАРСКОГО ТРАМВАЯ

Некоторые факты из истории появления трамвая в Самаре похожи на детективную историю.

Обращаем внимание читателя на то, что в Самаре только в 1895 году было открыто движение конки, а первый трамвай в Российской Империи был открыт в Киеве уже в 1892 году, где конка уже по сути была отправлена на задворки этой самой Российской Империи. Но в 1890 году Самарская городская Дума и Бельгийская компания подписали контракт на постройку и эксплуатацию конно-железной дороги в Самаре. Срок действия контракта определялся в 50 лет со дня его подписания, т.е. только к 1940 году вся конно-железная дорога переходила в собственность города.

И всё же, Городская Дума, понимающая необходимость дать жителям Самары дешёвый и удобный вид транспорта в мае 1909 года объявила конкурс на составление проектов трамвая и ассигновала 10000 рублей в премиальный фонд этого конкурса. Срок подачи проектов был установлен к 1 декабря 1910 года. Вот неполный перечень основных документов проекта: объяснительная записка, план сети, продольный профиль всех линий, общий вид вагонов, планы зданий депо, центральной электростанции и смета на строительство. Общее протяжение всей сети должно было быть 13 вёрст, линии должны быть двухколейными, скорость движения – не менее 12 вёрст в час. Императорское Русское Техническое Общество должно было выбрать лучший проект. Для объективности каждый проект имел девиз и фамилии авторов проектов были неизвестны конкурсной комиссии.

В 1911 году экспертная комиссия приняла к рассмотрению пять проектов трамваев в Самаре. Перечислим их названия: «ESPERONS» (НАДЕЕМСЯ), «ИНЖЕНЕР», «ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА», «ФЕНИКС», «ЭНЕРГИЯ». К сожалению, в каждом из рассмотренных проектов экспертной комиссией были выявлены значительные недоработки. Комиссия постановила не выдавать ни одному из представленных проектов первой премии в 4 тыс рублей, а присудила лишь 2-ую премию в 2 тыс. рублей проекту «Лучше поздно, чем никогда». Этот проект и стал победителем. Автором проекта был инженер Суткевич Павел Антонович.

  

Вот несколько фраз из пояснительной записки А.П. Суткевича к проекту: "…я убеждён, что при разумной постановке дела, как при самом устройстве, так и при дальнейшей эксплуатации предприятия, город может надеяться не только на безубыточное ведение дела, но даже и получение довольно значительной прибыли. Лучше поздно, чем никогда!"

СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАМВАЯ

На фрагменте карты 1916 года ясно видны улицы, которые нам знакомы с детских лет. Только тогда они назывались совсем по-другому. Улица Мичурина называлсь Соловьиной, Клиническая – Мельничной, на Ильинской (Арцыбуш.) стояло старое здание нашей школы. На пересечении ул.Полевой и Соловьиной была Солдатская Слобода.

Официальной датой начала строительства трамвая считается 3 июня 1913 года. 5 июня газета «Волжское слово» писала об этом событии следующее: «Здание электрической станции, проезд к нему, помост, около которого происходила закладка, были декорированы зеленью, флагами и полотнищами, сшитыми из материи национальных цветов.

По установленному обычаю положена была в фундамент пристроя к электрической станции грамота, при каком составе Думы заложен был трамвай. На грамоте расписались Губернатор и присутствовавшие при закладке представители городского самоуправления. Перо, которым сделаны были подписи, передано в музей Императора Александра III».

Немного раньше в той же газете было напечатано: «С постройкой трамвая Самара становится в ряд культурных городов. Какие плюсы от трамвая? ….На постройке трамвая, а затем на трамвайной службе будет занята не одна тысяча людей, которые получат много десятков тысяч рублей. Часть этих денег поступит на пользу отдельным людям и всему обществу. Несомненная выгода – трамвайное движение будет быстро, дёшево, удобно. Деньги за проезд на трамвае пойдут городу». Несмотря на начавшуюся войну, благодаря стараниям строителя трамвая инженера А.П.Суткевича, 13 ноября 1914 года состоялась пробная поездка первого трамвайного вагона в Самаре. Вот, что об этом событии написала газета «Волжский день»: «Красивый чистенький вагон производит очень приятное впечатление и внешностью своей напоминает вагоны петроградского трамвая, но несколько короче последних. Деревянная часть сделана из красного дерева. Сиденья расположены поперёк вагона, по образцу московских вагонов. Мест для сидящих – 22, затем, 15-18 человек могут стоять на площадках или в проходе.

…Прибывшие к этому времени в парк инженеры-строители трамвая, члены управы Д.К.Мясников и несколько лиц технического персонала заняли в вагоне места для публики, а П.А.Суткевич – место вагоновожатого.

…Вагон прошёл на Соловьиную улицу, потом проследовал по Полевой и Ильинской до угла Симбирской. Толпа… выражала своё одобрение криками».

Официальное открытие движения состоялось 12 февраля 1915 года.

С гордостью об этом событии писал журнал «Огонёк» № 10: «Самара недавно праздновала торжество открытия своего электрического трамвая, сооружённого и оборудованного русскими силами без участия иностранцев. Не многие города могут похвастаться этим».

«Виновнику» торжества Павлу Антоновичу Суткевичу сослуживцами по трамвайному бюро был преподнесён адрес:

«…Сегодня, 12 февраля 1913 года, день торжественного открытия самого крупного муниципального предприятия г. Самары - электрического трамвая, главным создателем и руководителем которого явились Вы. … В знак искреннего к Вам, Павел Антонович, уважения и признательности просим Вас не отказать принять от нас в память сего значительного дня настоящий адрес благодарных помощников-сотрудников. Да послужит он на добрую память всем нам взаимно дорогого дня. Самара, 12 февраля 1915 г. Инженеры: Свешников, Малкин, Джунковский, Ярв, Вознесенский, Шейдлин, Прохоров, Рохлин».

В декабре 1916 года законченное трамвайное предприятие А.П.Суткевич сдал городской управе, уволился со службы и переехал в Нижний Новгород для расширения нижегородского трамвая.

К этому времени в Самаре действовало 5 маршрутов электрического трамвая, средняя скорость составляла 12 км. в час. Выручка в день составляла 3518 рублей.

15 мая 1918 года Павел Антонович Суткевич был назначен на должность профессора и декана электротехнического факультета Нижегородского университета.

Он умер 24 августа 1919 г. в возрасте 48 лет, покончив жизнь самоубийством. Вот строки из его предсмертного письма: «..Я не преследовал личных корыстных целей и, выполнив крупнейшие постройки и сооружения, пропустив через свои руки много миллионов рублей… но ни одна чужая копейка не пристала к моим рукам.»

ТРАМВАЙ-ПАМЯТНИК В САМАРЕ

Памятник самому демократичному, самому распространённому виду транспортных средств 20 века в Самаре-Куйбышеве – трамваю поставлен на возвышении за воротами трамвайно-троллейбусного управления. Это трамвай образца 1915 года №12 с прицепной платформой №112 образца 1926 года является настоящей исторической достопримечательностью. Как раз такими были первые трамваи, открывшие трамвайное движение в Самаре 12 февраля 1915 года. Такие трамваи выпускались Коломенским заводом. В Самаре они работали до 50-х годов, а в 20-х годах в летнее время к ним присоединяли прицепные платформы – веранды, изготовленные рабочими ТТУ на собственном предприятии.

В конце 60-х годов кинематографисты сняли сериал «Тревожные ночи в Самаре». В съёмках этого фильма использовался восстановленный специально для съёмок старинный трамвай. После съёмок он работал на линии ещё 26 лет.

Ветераны ТТУ создали ещё один такой трамвай, который с 1984 года стал участником Самарских и муниципальных праздников, а с 1986 участвовал в любимом всеми Празднике Победы и Дне города. В первом вагоне трамвая-прадедушки выезжали ветераны ТТУ, а на веранде второго вагона – танцоры, певцы, музыканты…. Николай Даудов водил этот ретро- трамвай. В мае 1994 года этот трамвай в последний раз принял участие на празднике Дня города. Сохранять ходовые качества такого трамвая становилось всё труднее. Было решено поставить его вместе с платформой на бессрочную стоянку, сделать из него памятник. На моторном вагоне трамвая укреплена старинная реклама, на прицепной платформе рекламный щит, музыкальной артели «Самара-городок». Около этого памятника воссозданы силами работников депо и служб ТТУ булыжная мостовая, фонарь, беседка конца 19-го начала 20-го века, всё содержится в идеальном порядке и чистоте.

Надо сказать, что за этот уникальный трамвай коллекционеры предлагали большие деньги, но трамвайщики сохранили его для родной Самары.

Мы хотели рассказать об этом трамвайчике, который с улицы похож на изящную игрушку. Как выяснилось во время работы над проектом внутрь ТТУ детям вход «СТРОГО ВОСПРЕЩЁН!» и это, конечно, правильно, поэтому на территорию ТТУ мы не попали. Но в музее нам рассказали о том, что на территории ТТУ установлены ещё несколько памятных объектов., дорогих каждому Самарскому транспортнику. Мы назовём их: Памятная стелла в честь основателя самарского трамвая П.А.Суткевича (2004 г.); Обелиск памяти сотрудникам ТТУ, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны и в локальных войнах (1965 г.); Часовня "В память погибших на полях сражений 1941-1945 годов" (2000 г.); Звонница с колоколом (2002 г.).

Традицией стало строить ледяную крепость перед празднованием Нового года и Рождества. И в этом году ледяная крепость радует транспортников.

А всех горожан радуют яркие, новенькие, тёплые зимой и прохладные летом экологически чистые трамваи.

МАТЕРИАЛЫ ИЗ ВИКИПЕДИИ

Трамва́й (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь, название произошло по одной из версий от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании) — вид уличного рельсового общественного транспорта, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Так же называют и экипаж или отдельный вагон данного вида транспорта.

Трамваи возникли в первой половине XIX века, электрические — в конце XIX века. После расцвета, эпоха которого пришлась на период между мировыми войнами, начался упадок трамваев, однако с конца XX века наблюдается значительный рост популярности трамвая.

Большинство трамваев используют электрический ток, получаемый через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников (пантографов или штанг), однако существуют также трамваи с питанием от третьего рельса и аккумуляторные трамваи.

Кроме электрических, существуют конные (конки), кабельные или канатные и дизельные трамваи. В прошлом существовали пневматические, паровые и бензомоторные трамваи, а также трамваи на тяге от мулов и зебр.

Бывают также пригородные, междугородные, санитарные и грузовые трамваи.

Первая в мире конка открылась в Балтиморе (США, штат Мэриленд) в 1828 году

Достижения физической науки в области электричества, развитие электротехники и изобретательская деятельность Ф. А. Пироцкого в Санкт-Петербурге и В. фон Сименса в Берлине привели к созданию первой пассажирской электрической трамвайной линии между Берлином и Лихтерфельдом в 1881 году, построенной электротехнической компанией Сименса. В 1885 году в результате работы американского изобретателя Л. Дафта независимо от работ Сименса и Пироцкого электрический трамвай появился в США.

В 1892 году первым в Российской Империи трамваем обзавёлся Киев, а вскоре примеру Киева последовали и другие российские города: в Нижнем Новгороде трамвай появился в 1896 году, в Екатеринославе (ныне г. Днепропетровск, Украина) в 1897 году, в Москве в 1899 году, а в Санкт-Петербурге — в 1907 году (если не считать трамвая, работавшего зимой на льду Невы с 1894 года).

Размещение пути

Существует несколько основных вариантов размещения трамвайного полотна:

Собственное (самостоятельное) полотно: трамвайная линия проходит отдельно от дороги, например, по лесу, полю, отдельному мосту или эстакаде, отдельному туннелю.

Обособленное полотно: полотно трамвая проходит вдоль дороги, но обособленно от проезжей части.

Северный трамвайный мост в Воронеже.Он представляет собой двухэтажную трехярусную конструкцию. По верхнему ярусу ходили трамваи, а два нижних яруса — правый и левый — служат для проезда автомобилей. Мост имеет длину 1,8 км и проектировался для пуска в Воронеже скоростного трамвая.

Совмещённое полотно: полотно не обособлено от проезжей части и может использоваться безрельсовыми транспортными средствами. Иногда полотно, физически являющееся совмещённым, считают обособленным, если на него административным порядком запрещён въезд транспорта кроме общественного. Чаще всего совмещённое полотно размещается по центру улицы, но иногда размещается и по краям, у тротуаров.

После изучения этих материалов мы стали понимать, что трамваи-то, оказывается, различаются не только дизайном и стоимостью билетов!

В ПАМЯТЬ О ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

Во всём мире поставлены памятники разнообразным транспортным средствам. Во-первых, как напоминание о первых рейсах, полётах, походах, во-вторых — как память о героях, чьи имена прославили рейсы, полёты, походы. Ведь быструю езду любят не только русские, её любят все... Дельтапланы и воздушные шары, автомобили, гондолы и яхты, самолёты и вертолёты, спутники и ракеты, подводные лодки и…трамваи.

Есть памятники затонувшим кораблям, а есть памятники кораблям-героям. Один из таких памятников знают все в России, потому что это наша история. Мы говорим о крейсере "Аврора", что был установлен и открыт в советское время в Ленинграде. О памятнике трамваю открытом в Петербурге мы расскажем на отдельной страничке нашего проекта, потому, что в судьбе Ленинградского трамвая было много героического и.... человеческого.

Если говорить о памятниках в России, то памятники транспортным средствам установлены по всем трассам, на улицах, заводских дворах. Даже у нас в Самаре мы насчитали их целых восемь. Вот они: ракета, самолёт, грузовик, танк, тепловоз, троллейбус, легковой автомобиль и… трамвай.

Некоторые трамвайные маршруты или вагоны получили у пассажиров имена собственные. Так, в Москве ходил трамвай с ласковым женским именем "Аннушка".

В Японии трамвай часто называют "Тин-тин-денся" как звукоподражание трамвайному звонку. Кроме этого японцы дали одному из трамваев имя собственное: "Иккю-сан", что по-русски означает "Господин Однофарный"

Нельзя не упомянуть о транспортных средствах, о которых поколения людей только мечтали и результаты этих фантазий сохранили в устном народном творчестве: сказках, мифах, легендах. Все мы знаем про ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, летучий корабль, ступу с метлой, сани-самоходы, печь, огненные колесницы.

Когда мы собирали материалы к проекту мы совершили одно из увлекательных путешествий: путешествие по WWW, где в качестве транспортных средств используются поисковые системы: Яndex, Rambler, Google. Наверное, когда-нибудь интернетовцы сделают памятники новым транспортным средствам, их пионерам героям и "чайникам", погибшим в их сетях. Мы хотим предложить конкурс памятника первопрходцам Интернета и таким транспортным средствам как поисковые системы. Ну а про себя мы стали называть наши поиски в интернете: «Трамвай WWW»

ТРАМВАЙ-ГЕРОЙ

Александровскому спуску (ныне Владимирский спуск) принадлежит честь открытия на нем первой трамвайной линии не только Киева, но и всей Российской империи, 13 июня 1892 года. Причина, по которой был выбран именно этот участок, состояла в том, что, будучи важной магистралью, соединявшей центр (район Крещатика) с нижним городом (Подолом), спуск был слишком крут, чтобы на нем можно было использовать любой другой вид транспорта! Если бы только сегодняшние транспортные чиновники понимали, что законы физики с тех пор не изменились...

Верхней конечной первой трамвайной линии была Царская площадь (ныне Европейская площадь), где было соединение с существовавшей конно-паровой линией по Крещатику. От площади линия шла вниз по Александровскому спуску и продолжалась плоским участком по Александровской улице к Александровской площади (ныне Контрактовая площадь). Общая длина электрифицированного участка составляла около 1.5 километров. Линия мгновенно обрела большую популярность, и доход от нее оказался таким большим, что покрыл расходы от линий конки в десять с лишним раз большей суммарной длины.

В 1992 году, в ознаменование 100-летия киевского трамвая, на Почтовой площади открылся памятник первой трамвайной линии. Нечего и говорить, насколько лучше было бы, чтобы пути и бегающий по ним старый трамвайчик, остались живым памятником самим себе... Но не суждено было этому случиться. Линии больше нет.

Петербург: трамвай-герой

27 сентября 2007 года на Адмиралтейском проспекте, там, откуда 29 сентября 1907 года двинулся первый в городе регулярный трамвай, открыта памятная плита. Открытие плиты приурочено к столетию пуска первого трамвайного маршрута. Пуск первой линии Петербургского трамвая состоялся 16 сентября 1907 года по старому стилю (29 сентября по новому стилю). «Рождение самого экологически чистого вида общественного транспорта — знаменитейшего в мире петербургского трамвая — происходило в муках. Шли годы, а владельцы конки, имевшие договор с городским самоуправлением, никак не желали переходить на электрическую тягу». Исполнительная и законодательная власти столицы Российской Империи боролись против конки —за транспортный «трамвайный прогресс».

В начале трамвай пустили на лед Невы: с 1895 года он ходил по замерзшей реке, а с наступлением весны, ходить переставал до следующего ледостава. «В сентябре 1907 года под гул большого сводного оркестра и приветственные крики тысяч людей, под сенью знамен, хоругвей и флагов, в присутствии всего градоначальства на Адмиралтейском проспекте все-таки был пущен посуху электрический транспорт. То был трамвай маршрута N4: «Главный штаб — Васильевский остров».

Первый в России памятник трамваю-герою установлен 10 сентября 2007 года в Санкт-Петербурге на проспекте Стачек. Церемония была приурочена к дню 66-й годовщины начала блокады Ленинграда. На специальный постамент установили вагон из состава, который ходил по осажденному городу в сороковые годы прошлого столетия. Именно трамвайные пути немцы бомбили сильнее всего. Остановки пришлось специально перенести поближе к домам, чтобы пассажиры в случае бомбежки успели спрятаться. Когда 8 сентября 1941-го вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо, трамвай остался единственным городским транспортом. Он перевозил и пассажиров, и продукты к магазинам, и военных к линии фронта. Открытие памятника приурочено также и к 100-летнему юбилею петербургского трамвая.

БЛАГОДАРНОСТИ

Мы рассказали о самарском трамвае. Но рассказ был бы не полным, если бы мы не сказали о наших встречах с директором музея ТТУ А.Е Стрельцовым, который помог нам сориентироваться в том потоке информации, которую мы нашли в Интернет, в книгах "Самарский трамвай" (под редакцией В.Н. Водолазова, 1995 г.), "История самарского городского электрического транспорта" (под редакцией А.В.Новиковой, 2005 г.). Несколько раз мы заходили в Музей ТТУ, сделать снимки, уточнить исторические факты. В конце наших посещений мы попросили директора музея Александра Ефимовича Стрельцова пожелать что-нибудь нашей работе. Он написал для учащихся нашей школы обращение, которое мы не можем не привести здесь:

"Наш музей развития транспорта в городе Самара был открыт 19 марта 1982 года. Музей рассказывает о развитии транспорта от «Конки» до электрического трамвая. Трамвай в своём развитии прошёл трудный, тяжелый путь. Это и годы революции, годы гражданской войны, годы Великой отечественной войны. Работники нашего предприятия прошли трудный, поистине героический путь. Более 500 человек мужчин трампарка были призваны на фронты Великой Отечественной войны. Оставшиеся женщины и подростки трудились по 18 часов в день. Днём женщины возили пассажиров, а ночами перевозили раненых бойцов по госпиталям города, которых привозили поезда на вокзал в ночное время. Я хочу, чтобы ученики вашей школы от 1 и до 11 классов знали, какое трудное время выпало на старшее поколение. Я желаю, чтобы на вашем сайте всегда горела звёздочка рассказывающая о героическом прошлом нашей страны. И на примерах старшего поколения воспитывала истинных патриотов, любящих свой край, свой город, свою страну.

05.02.08 Заведующий музеем Стрельцов А.Е.

Для воссоздания некоторых хронологических деталей мы обращались за помощью и к редактору газеты "За регулярный рейс", которая издаётся с декабря 1963 года, Алевтине Валентиновне Новиковой. Она подарила для нашего школьного музея несколько номеров газет с интересным материалом о музее ТТУ, о юбилее самарского троллейбуса, новогодний выпуск газеты.

Кстати, в новогоднем выпуске мы нашли материал о человеке-легенде, ветеране предприятия, первом председателе оргкомитета музея ТТУ, первом его директоре - Андрее Петровиче Иоргове. В декабре 2007 года ему исполнилось 90 лет. Он прошёл интересный, нелёгкий путь гражданина России. Мы знаем о нём из его же воспоминаний. "Родина, народ - для нас не пустые слова. ...счастье - это любимая, приносящая тебе и другим радость и пользу работа, это друзья и единомышленники, с которыми вместе её делаешь, это дружная семья, живущая на честные деньги, это уважительные, приученные к труду дети".

Спасибо всем ВАМ!

РАСПИСАНИЕ И ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ

При следовании по городским улицам трамвай является участником уличного движения и подчиняется требованиям Правил дорожного движения. Согласно «Конвенции о дорожном движении» 1968 г. (с более поздними поправками), участником которой является и Россия, трамвай во многих ситуациях имеет приоритет перед безрельсовыми транспортными средствами. Для трамваев (и, возможно, иного общественного транспорта) могут предусматриваться специальные светофоры, работающие согласованно со светофорами для остального транспорта и пешеходов. В отсутствие таких светофоров на трамваи распространяется действие обычных светофоров.

Самостоятельное или обособленное полотно трамвая приравнивается Конвенцией к железной дороге. На движущийся по такому полотну трамвай обычно не распространяются дорожные знаки и сигналы светофоров, кроме установленных специально для трамвая. Пересечения с таким трамвайным полотном нередко оборудуются специальными светофорами, подобными устанавливаемым на железнодорожных переездах и перекрывающими движение транспорта (или пешеходов) при приближении трамвая, или даже шлагбаумами.

Движение трамваев регламентируется графиком. Основные исходные данные для составления графика — время оборота поезда по маршруту и количество поездов на маршруте. В условиях прикрепления вожатых (и кондукторов) к поездам необходимо также учитывать предельно допустимую длительность рабочего дня и сроки обедов. Для однопутных линий учитывается расположение по линии разъездов и подбирается время их прохождения встречными поездами.

Распределение наличного вагонного парка по маршрутам зависит от пассажиропотоков.

Время оборота поезда по маршруту зависит от протяжённости маршрута, частоты расположения остановок, количества пересечений с потоками транспорта и пешеходов (в том числе и оборудованных светофорами), ограничений скорости на линии, состояния пути и подвижного состава, затруднённости движения на улицах и других факторов; определяют его опытным путём. Во время оборота включается время (несколько минут) для отдыха вожатого.

К сожалению, в России распространена практика «тянутых» графиков, то есть, графиков, составленных с пессимистическими оценками времени движения в предположении возможных заторов. В результате трамваи движутся очень медленно даже тогда, когда заторов нет.

На основе общего графика составляются расписания для каждого отдельного поезда (поездное расписание) и иногда для каждой отдельной остановки (столбовое расписание). В поездных графиках обычно указывают не все остановки, а несколько ключевых пунктов маршрута. Столбовые расписания для трамвая в России встречаются редко, обычно на остановочных табличках указывается только средний интервал движения. За границей на остановках используются разные системы предсказания времени ожидания: в Барселоне с помощью смс, в Париже - на жидкокристаллических табло.

В последнее время популярен метод составления графиков, называемый тактовым графиком. Тактовым называют график, в котором интервал является точным делителем часа (обычно 10, 15, 20 или 30 минут, иногда 1 час). Расписание прохождения трамвая по любой остановке в таком случае повторяется каждый час и легко запоминается, что повышает привлекательность трамвая для постоянных пассажиров даже при редком движении.

Вожатые трамвая несут ответственность за исполнение расписания. Согласно правилам технической эксплуатации (ПТЭ) трамвая, регулярным считается такое движение, которое выполняется в соответствии с расписанием или отклонением от него: +2 мин (опоздание) или −1 мин (нагон) на маршрутах, где интервал между вагонами (поездами) более 3 минут; ±1 мин — на маршрутах с интервалом менее 3 минут.

Отслеживают исполнение графика и регулярность движения диспетчеры. В случаях вынужденного прекращения движения на каком-либо участке или сбоев в движении диспетчеры оперативно корректируют график, перераспределяют подвижной состав, обеспечивают выпуск на линию резервных трамваев или подменяющих их автобусов.

Расчётная скорость сообщения трамвая в России обычно находится в пределах от 14 до 20 км/ч.

А главное, что необходимо знать каждому взрослому и ребёнку - то, что при переходе улицы трамвай обходят только спереди.

О НАС

Ребята нашей школы несколько лет принимают участие в городских интернет-проектах. На первых своих сайтах они писали и об истории нашей 132 школы - одной из старейших в городе школ, и о школьном музее. Прежде, чем приняться за этот проект, учитель информатики и наш руководитель Казакова Наталья Сергеевна рассказала нам о предыдущих проектах, и о тех ребятах, которые участвовали в них, ведь они уже закончили школу, а некоторые, получив высшее образование, работают. Мы учимся в одном классе, в 9-г, дружим с раннего детства и над проектом работали все вместе. У нас есть любимый девиз: "Один за всех, и все за одного!" Поэтому трудно определить роли каждого из нас в проекте. Можно сказать, что Максим Ковалевский был координатором всего проекта, Дубинин Влад сделал множество фотографий, из которых мы выбрали лучшие. Чурбанов Дима работал над текстами. И все мы вместе придумывали дизайн.

В нашей работе нам помогали и другие ребята, например, ученица 9-а класса Алина Спиридонова с помощью программы графического редактора украсила наши странички рисунками. Учащиеся 6-г класса Кочерыгин Валентин и Капитова Алина сочинили замечательные стихи о самарском трамвае. Вот они:

Капитова Алина, 6-г

«Старый трамвай»

Я в красивом городе живу,

И Самару с детства я люблю.

Есть в ней улица с названьем Полевая,

Что идёт от старого трамвая.

Он стоит на самом на углу,

За оградой парка ТТУ.

Он ходил по Полевой,

По Дворянской, по Панской,

И на Хлебной дав кольцо

Возвращался он в депо.

Когда пришёл двадцатый век

Принёс с собою быстрый бег.

До той поры лишь лошадь,

Да конки всех людей «катали»,

Но вскоре в городе узнали,

Что есть в Самаре транспорт быстрый,

Дешёвый и природно-чистый.

И в революцию трамвай без работы не стоял,

Его звонкий колоколец

Всех на митинг собирал.

Вожатый дёрнет за шнурок, -

Заливается звонок.

В фильме «Тревожные ночи в Самаре»

Тоже старый трамвай показали.

И в годы войны трудился трамвай:

К заводам рабочих он доставлял.

Возил солдат в военкомат

Всегда на марше, как солдат.

Но время шло, он стал стареть,

Весной ворчать, зимой скрипеть.

Да, молодость его прошла,

К тому же смена подошла.

В музей попал он целиком, -

Два вагончика в одном.

Стоит в воротах ТТУ,

Как старый воин на посту.

Кочерыгин Валентин, 6-г

По городу из края в край

Снуёт по улицам трамвай,

Не самый, может быть, удобный

Но самый верный, всепогодный

И самый точный, так и знай,

Самарский городской трамвай!

Я славлю тех, кто дал Самаре,

Прекрасный транспорт, благодать!

Им памятник открыть бы на бульваре

И улицу их именем назвать.

Почти столетье в городе

Стоит весёлый звон –

Летают птицы быстрые

И возят весь народ.

Этими стихами мы хотим закончить рассказ о самарском трамвае, о том, что поколения самарчан пользуется таким удобным городским транспортом, как трамвай. Может быть, когда-нибудь, люди придумают что-то новое для передвижения в городах, но память о самарском трамвае останется в памятнике, о котором мы рассказали.


Возврат к списку